Большинству современных россиян сложно представить классические Жигули на фоне европейского города. Автомобили марки Лада кажутся нам чем то исключительно российским, однако, это не совсем верное представление. На самом деле ещё тридцать лет назад Лады были в Европе вполне привычным делом, потому что активно туда экспортировались из Советского Союза.
Экспортные экземпляры были очень похожи на те варианты, что собирались для отечественного рынка, но все же имели некоторые интересные отличия, чтобы быть более привлекательными для европейского покупателя. В этом обзоре узнаем об истории и объемах экспорта советских машин, поговорим о внешних особенностях и оснащении моделей Рива, а также узнаем, что у них под капотом.
Начало экспорта Жигулей
Советский Союз начал экспортировать свои машины на западный рынок в 1980 году. Среди стран, в котором нашлись многочисленные покупатели для наших автомобилей, числятся Франция, Германия, Испания, Португалия, Канада и многие другие. Особенно популярными Жигули стали в Великобритании. В Англии наши четверки, пятерки и семерки были известны под наименованием Lada Riva.
Неправильно будет считать, что Жигули в Англии были чем то вроде экзотики. На самом деле, наши машины сыскали в Соединённом Королевстве широкую популярность. В отдельные годы продажи Lada Riva достигали только в одной этой западной стране 30 тысяч экземпляров. Чтобы лучше понять, что это за цифра, нужно знать один факт: именно столько автомобилей в год сейчас выпускает УАЗ. Другим примером могут служить годовые продажи компаний Mazda и BMW в России в 2019 году, которые не слишком сильно превысили тридцатитысячную отметку.
Лады были действительно популярны в Англии. А причина тому очевидна - их низкая стоимость. В восьмидесятые годы на автомобильном рынке королевства не было моделей дешевле Лады Ривы. За небольшую доплату к базовой стоимости машины можно было получить качественную магнитолу, люк в крыше и дополнительные фары, которые размещались на решетке радиатора. Ещё одна интересная деталь, которая пришлась по вкусу британским покупателям - в комплекте с машиной шёл стандартный ремонтный набор инструментов. Западные производители такими фишками не баловали.
Внешние особенности
Если изобрести машину времени и отправиться в Великобританию восьмидесятых годов, можно немало удивиться, увидев там на дорогах советскую «пятерку». А куда большее шокирующее впечатление произведёт ее кожаная крыша. На самом деле, это не ВАЗ-2105, а Lada Riva 1200. Тот же кузов, та же платформа. Отличия следует искать в некоторых внешних особенностях, в салоне и под капотом.
Упомянутая уже выше кожаная крыша - дань европейской моде восьмидесятых. Тогда на пике популярности были кабриолеты с мягким откидным верхом, который мог себе позволить не каждый европеец, да и не всегда это было практично. Поэтому там придумали альтернативу - покрывать жесткие крыши массовых моделей кожаным винилом. В жаркую погоду такую крышу не откинешь, но смотрится дорого и необычно.
Именно такое покрытие получили экспортные Жигули.На этом роскошные особенности интерьера не заканчиваются. Еще одна пикантная деталь - очистители и омыватели передних фар, которые крепятся к радиаторной решетке. Оптика, к слову, самая обычная.
Разумеется для британского рынка поставлялись машины с правым рулем. А для них и дворники пришлось перекидывать на другую сторону. Кроме всего прочего, за дополнительную плату можно было приобрести модные наклейки на кузов и колпаки для колёс. На этом внешние отличия Riva 1200 от обычных «пятёрок» исчерпываются.
Что в салоне?
Вместе с подходящим для английских дорог правым рулём Лада Рива получила и новый педальный узел с необычной вытянутой педалью акселератора. А вот рычаг открывания капота оставили слева, то есть на пассажирской стороне.
На приборной панели британских Жигулей находится спидометр, который не в пример советским машинам, размечан в милях. Ещё одна интересная особенность приборов - наличие эконометра, который показывал мгновенные расход бензина. У нас такие устройства не были популярны, а вот на Западе после серьезного топливного кризиса, автомобилисты стали крайне заинтересованы в экономии бензина, поэтому нуждались в таком приборе.
Сильно отличались Ривы обшивкой салона. В целом салон у них выглядит комфортнее и богаче, чем у советских собратьев. Сидения мягкие кожаные, наиболее популярным цветом обшивки был красный. Ремни безопасности были даже на задних сидениях и оснащались датчиками.
Lada Riva продавалась в Великобритании в нескольких комплектациях. В самой базовой не было никакой акустической системы, зато в топе предлагалась роскошная магнитола марки Philips, выдающая действительно качественное звучание музыки.
Заглянем под капот
Великобритания получала от нас Лады с бензиновыми моторами, объём которых варьировался в диапазоне от 1,2 до 1,6 литров, за приготовление горючей смеси для которых отвечал карбюратор. Двигатели работали совместно с четырёх- или пятиступенчатый механической коробкой. Уже в девяностые годы в Тольятти был налажен выпуск моделей с распределённым впрыском топлива, они тоже шли на экспорт, но тогда объемы поставок автомобилей для Запада были уже значительно сокращены.
Из-за правого расположения руля инженерам ВАЗ пришлось значительно поменять расположение деталей и узлов в подкапотном пространстве. Сделано это было не слишком удачно - правая сторона оказалась сильно перегружена механизмами, что доставлялось массу неудобств для владельцев при ремонте автомобиля.
Сейчас, однако, на дорогах Великобритании уже не встретишь Жигули. По состоянию на 2022 год на учете по всей стране числится всего 48 экземпляров. Не все Lada Riva были брошены, многие из них были реэкспортированы в Россию и продолжают радовать и удивлять россиян.