Главный дизайнер "АвтоВАЗа" о будущем облике российских автомобилей.
Британец Стив Маттин уже больше пяти лет руководит дизайнерским направлением на "АвтоВАЗе" - за это время он стал одной из самых ярких фигур российской автопромышленности. Маттин - публичная фигура, призванная продемонстрировать готовность крупнейшего автопроизводителя страны к полномасштабным инновациям.Компетенция Маттина не вызывает никаких сомнений: после работы на Mercedes он несколько лет был главным дизайнером Volvo. Из под "пера" британца вышел ряд представительских и люксовых европейских моделей - но как он справляется с работой для принципиально иного потребителя?
Выступая на форуме Autodesk University Russia, Маттин рассказал о том, что для вывода дизайн-направления "АвтоВАЗа" на новую высоту, необходимо было изменить основополагающие принципы этой работы - "на генном уровне". В первую очередь, речь идёт о том, чтобы найти новое «лицо» автомобилей бренда Лада - некую отличительную черту в дизайне, которая сделала бы марку более узнаваемой.
Такой отличительной "фишкой" Лада стало очертание буквы X, вписанное в дизайн автомобиля спереди, сзади и по бокам. Это нашло отражение даже в нейминге - компактный кроссовер 2012 года получил название XRAY (впрочем, буква X и без того часто используется в названиях автомобилей повышенной проходимости).
Однако узнаваемое "лицо" - это только один из этапов разработки всеохватывающего стиля. В числе нововведений, воплощённых под руководством Маттина, - новый логотип "АвтоВАЗа", который также призван отразить движение бренда вперёд.
Корреспондент iBusiness подробнее поговорил со Стивом Маттином о том, как крупнейший российский автозавод намерен преодолевать трудности модернизации и болезни роста.
- Почему в России мало кто из автопроизводителей интересовался раньше такими вещами, как "лицо" бренда?
Честно говоря, я сам не знаю. Но мне кажется это уходит в те времена, когда в дизайне вообще не видели смысла. И понятия как "сила бренда", "понимание бренда", "восприятие бренда" не имели такого значения, как сейчас. Но такая ситуация не только в России. Многие компании не понимают, насколько это действительно помогает продавать машины. Большинство китайских компаний не имеет сильных брендов - кроме, может быть, одной или двух. Даже если посмотреть на успешные компании, они часто концентрировались на конкретном продукте, а не на бренде в целом.
Наша задача - "перевернуть" бренд, поменять его имидж, изменить дизайн и создать новую машину. Первое, что вы видите, это лицо товара, его характер, особенности. Это то, что вы запоминаете. Очень многое об этом я вынес из работы директором по дизайну на Volvo в течение четырёх лет. Мы тщательно подходили к тому, что стоит взять из нашего наследия, а что можно изменить. Но фундаментальным отличием было то, что в Volvo уже было некое лицо машины, была определенная стратегия. А у Лады никакой стратегии не было. И тут много причин. У нас были машины, которые производились 40 лет, были те, которые производятся 10 лет, были те - что 5 лет. И за этот период времени не было никакой стратегии, она вообще не рассматривалась как важный аспект.
Если вернуться на 20-30 лет назад, то все машины были похожи друг на друга. Технологии были просты, доминировали простые формы. Но технологии начали меняться, дизайн начал меняться. И для меня важно было добавить бренду эмоций, вернуть ему страсть. Потому что в России к Ладе очень сложное отношение: смесь любви и ненависти. Многие люди выросли с этим брендом. Для них это была первая возможность купить собственную машину, и кто-то остался очень лоялен этому бренду, а кто-то поменял её при первой возможности.
Принося новый язык дизайна, меняя «генетику» машины, мы хотим показать, что бренд обновляется, получает новые свойства, новые характеристики. Просто изменив дизайн, уже можно привлечь внимание к бренду. И, естественно, россияне очень патриотичны, но, если у них не будет предложения, они выберут иностранный автомобиль. И мы сейчас хотим создать это предложение.
- А какие-то черты старого дизайна "АвтоВАЗа", если можно назвать это дизайном, вы сохраняете?
Нет. Одной из первых вещей, которые я должен был сделать, придя в компанию, это оценить текущую линейку машин. И в тех машинах, что уже производились, я менять ничего не мог. Было просто невозможно что-то с ними сделать. Мы, конечно, пытались использовать какое-то наследие, но единственной моделью, которая хоть как-то выделялась, была "Нива". В то же время были машины, которые уже 40 лет производились, и было понятно, что изменения необходимы. И слава богу, когда я пришел, никто не принуждал меня что-то использовать, не говорил "это наше наследие" и тому подобное. Мне дали карт-бланш на то, чтобы делать всё с нуля. Сейчас это единственная возможность что-то действительно поменять, даже для компании с таким большим наследием, это делать новый дизайн с чистого листа.
Единственное, что мы оставили – это логотип. Было много дискуссий, я хотел поменять и его, потому что это естественная часть изменений бренда. И мы решили его модернизировать. Но это будут эволюционные изменения, а не революционные, как со всем остальным. Мы решили оставить хотя бы одну существенную деталь, которая будет вызывать у людей ассоциации именно с русскими автомобилями.
- Насколько технологическая база в АвтоВАЗе отличается от того, что вы видели в Mercedes и Volvo?
Когда я только приехал в Россию, я был приятно удивлен общей организации, особенно в отношении дизайна. Тем, насколько широко использовались цифровые технологии. Когда я работал в Volvo, там тоже всё было высокотехнологично. Но я не ожидал увидеть здесь так много людей с планшетами, не ожидал, что все пользуются новыми программами, что всё настолько современно.
Моя команда максимально использует возможности новых технологий, мы прорабатываем куда больше деталей уже на раннем этапе проектирования и добиваемся лучшего результата. Мы постоянно работаем над этим, и, хотя путь перед нами ещё очень большой, а ресурсов не всегда так много, как хотелось бы, дела обстоят не так уж плохо.
- Когда, по-вашему, российские автомобили будут вызывать восторг у итальянцев, французов?
Думаю, что увидь они наши новые "Лады" прямо сейчас, у них бы уже глаза заблестели. Но, к сожалению, у нас не так много рекламы. Приведу пример. Перед тем, как мы запустили Веста в серийное производство, наш отдел маркетинга выставил её в супермаркетах разных городов Европы, чтобы узнать мнение посетителей. Предварительно, естественно, сняв с неё логотип Лады. И все были очень впечатлены этой машиной, и отзывы были очень положительные. И конечно, все сильно удивились, когда мы сказали, что это наша Лада.
К тому же я могу сказать за своих друзей и коллег-дизайнеров из других компаний по всему миру, которые видели новый дизайн наших автомобилей. Комментарии были очень позитивные. Мы проделали огромную работу в области языка дизайна, развития бренда. И надо понимать, что мы пока производим дешевые машины, если сравнивать их с итальянскими. Ну, кроме разве что Fiat Panda. А надо понимать, что чем больше вы тратите на машину, тем более интересной вы можете её сделать. И поэтому нужно проделать очень качественную работу, чтобы сделать машину одновременно недорогой и впечатляющей.