Тормоза автомобиля – это ключевой элемент безопасности, и любые посторонние звуки от них вызывают тревогу у водителя. Скрип тормозов на Lada Vesta – достаточно распространенная проблема, с которой сталкиваются многие владельцы. В этой статье мы разберем почему скрипят тормоза на Весте, предложим эффективные способы устранения и дадим советы по выбору компонентов, которые помогут забыть о неприятном звуке.

Основные причины скрипа тормозов на Lada Vesta
Понимание источника проблемы – первый шаг к ее решению. Скрип может быть вызван множеством факторов, от естественного износа до ошибок при установке.
- Притирка новых тормозных колодок или дисков. Это самая распространенная и часто безобидная причина. Новые колодки и диски имеют неидеальную поверхность, и для достижения максимального контакта им требуется некоторое время (обычно 200-500 км пробега). В этот период может наблюдаться легкий скрип. Если скрип не усиливается и не сопровождается другими проблемами (снижение эффективности торможения, биение), скорее всего, он исчезнет сам по себе после притирки.
- Износ тормозных колодок. Многие современные тормозные колодки оснащены специальными индикаторами износа – тонкими металлическими пластинами, которые при критическом стирании колодки начинают тереться о тормозной диск, издавая характерный скрип. Игнорирование этого сигнала может привести к повреждению тормозных дисков и снижению безопасности, поэтому нужно срочно их заменить на новые.
- Загрязнение или попадание посторонних частиц. На тормозные механизмы могут попасть песок, мелкие камни, грязь, пыль, продукты износа (металлическая стружка). Эти частицы застревают между колодкой и диском, вызывая скрип. Особенно часто это происходит после проезда по грязным или пыльным дорогам. Иногда достаточно нескольких резких торможений, чтобы частицы вылетели. В более серьезных случаях требуется снятие колеса и продувка или промывка суппорта и колодок.
- Коррозия тормозных дисков. После длительной стоянки автомобиля, особенно во влажную погоду, на поверхности тормозных дисков может образоваться тонкий слой ржавчины. При первом торможении он стирается, но может вызвать скрип. Обычно скрип пропадает после нескольких торможений. Это нормальное явление.
- Перегрев тормозной системы. При интенсивном или длительном торможении (например, на затяжных спусках) тормозные диски и колодки сильно нагреваются. Чрезмерный нагрев может изменять структуру материала колодок и дисков, вызывая скрип и снижение эффективности торможения. Дайте тормозам остыть. В дальнейшем старайтесь избегать чрезмерного нагрева, используя двигатель для торможения на спусках. Если перегрев происходит регулярно, возможно, стоит задуматься об улучшении вентиляции тормозных механизмов или переходе на более термостойкие колодки.
- Неправильная установка или несовместимость компонентов. Ошибки при монтаже (перекос колодки, отсутствие смазки направляющих суппорта), а также установка колодок или дисков, не соответствующих спецификациям Lada Vesta, могут привести к скрипу. Если вы не уверены в своих силах, обратитесь в сервисный центр. Убедитесь, что все компоненты (колодки, диски, суппорты) совместимы между собой и предназначены для вашей модели автомобиля.
- Недостаточная или неправильная смазка. Скрип может возникать из-за трения металлических частей суппорта, если направляющие или поршень суппорта плохо смазаны или смазка высохла. Разборка суппорта, чистка и смазка направляющих и поршня специальной высокотемпературной смазкой для тормозных систем.
- Деформация тормозного диска. Резкие перепады температур (например, въезд в лужу с горячими тормозами) или сильные удары могут привести к деформации тормозного диска, что вызывает вибрации и скрип при торможении. Проточка или замена тормозных дисков решит проблему.
Как видите, есть несколько распространенных причин такого явления, а также способов его устранения без особых сложностей.
Выбор бесшумных комплектов тормозов и антискрипные пластины

Чтобы минимизировать вероятность скрипа, можно предпринять ряд превентивных мер и правильно выбрать комплектующие.
Выбор качественных тормозных колодок:
- Разные типы колодок (органические, полуметаллические, керамические) обладают различными свойствами. Керамические колодки, как правило, считаются наиболее тихими и пылеотводящими, но могут быть дороже.
- Отдавайте предпочтение проверенным брендам, таким как TRW, Bosch, Textar, ATE, Brembo. Они инвестируют в исследования и разработки, чтобы минимизировать шум.
- Некоторые производители указывают коэффициент трения. Колодки с оптимизированным коэффициентом трения могут быть менее склонны к скрипу.
Использование антискрипных пластин (противоскрипных накладок):
- Эти тонкие металлические или резиновые прокладки устанавливаются между поршнем суппорта и задней частью тормозной колодки. Их основная функция – гасить вибрации, которые являются основной причиной скрипа.
- Если ваши колодки не поставляются с интегрированными антискрипными пластинами, их можно приобрести отдельно. Они значительно снижают шумность.
Правильная установка и обслуживание:
- Перед установкой новых колодок тщательно очистите суппорт и посадочные места от старой грязи и ржавчины.
- Используйте специальную высокотемпературную противоскрипную смазку на направляющих суппорта, на торцах колодок (где они контактируют с суппортом), а также на обратной стороне антискрипных пластин.
- Всегда соблюдайте процедуру притирки новых колодок и дисков, рекомендованную производителем.
Соблюдение перечисленных рекомендаций позволит предотвратить или устранить скрип.
Что делать при появлении скрипа тормозов
Если возникает скрип, то нужно точно определить, что это не визг или скрежет, так как скрип обычно высокочастотный. Тормозные диски и колодки нужно осмотреть на предмет износа, трещин, бороздок. Скрип сопровождается ухудшением торможения, биением или уводом в сторону? Если да, то это серьезный повод для немедленного обращения в сервис.
Может ли скрип быть «нормальным»?
В некоторых случаях – да. Небольшой скрип может появляться после мойки, во время притирки новых колодок, или при очень низкой температуре воздуха. Если он кратковременный и не сопровождается другими проблемами, беспокоиться не стоит. Однако постоянный, громкий скрип – это всегда повод для диагностики.
Профилактика скрипа тормозов

- Регулярно проверяйте состояние тормозной системы.
- Используйте только качественные тормозные колодки и диски.
- При замене колодок всегда используйте противоскрипные пластины и смазку.
- Избегайте резких торможений и перегрева тормозов.
Советы эксперта
Для Lada Vesta важно выбирать тормозные колодки, которые соответствуют рекомендациям производителя и имеют хорошие отзывы по бесшумности. Особое внимание уделите качеству установки и регулярному обслуживанию суппортов, включая смазку направляющих. Это значительно продлит срок службы тормозной системы и избавит от неприятного скрипа.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
- Почему скрипят тормоза на Весте при нажатии на педаль?
- Чаще всего это указывает на износ колодок, попадание грязи или необходимость притирки новых элементов.
- Что делать, если сильно скрипят тормоза на Весте после замены?
- Вероятно, это процесс притирки. Дайте колодкам и дискам несколько сотен километров для адаптации. Если скрип не уходит, проверьте правильность установки и наличие антискрипных пластин.
- Почему скрипят тормоза на Весте в сырую погоду?
- Влажность способствует образованию тонкого слоя ржавчины на дисках, который стирается при первом торможении. Это временное явление.
- Как выбрать тормозные колодки, чтобы не скрипели на Весте?
- Отдавайте предпочтение керамическим или высококачественным органическим колодкам известных производителей, предназначенным для бесшумной работы. Убедитесь, что в комплекте есть антискрипные пластины.