Подробное руководство по замене тормозной жидкости и удалению воздуха
Эффективность работы тормозной системы — залог вашей безопасности на дороге. Со временем в ней может скапливаться воздух или тормозная жидкость теряет свои свойства, что приводит к ухудшению торможения, увеличению хода педали и даже полному отказу. Регулярная прокачка тормозов Веста и замена жидкости — это обязательная процедура технического обслуживания, которая помогает поддерживать их в идеальном состоянии.
Далее подробно рассмотрим, почему и как часто нужно прокачивать тормоза на Ладе Веста, какие инструменты понадобятся, и пошагово опишем процесс.
Зачем нужна прокачка тормозов и как часто ее проводить?
Тормозная жидкость (ТЖ) является гигроскопичной, то есть она способна впитывать влагу из воздуха. Со временем, эта влага накапливается в системе, снижая температуру кипения жидкости. При интенсивном торможении ТЖ может закипеть, образуя паровые пробки. В отличие от несжимаемой жидкости, пар сжимаем, что приводит к «проваливанию» педали тормоза и резкому снижению эффективности торможения.
Основные причины и признаки необходимости прокачки:
-
Замена жидкости. Производители рекомендуют менять ТЖ каждые 2 года или 30-45 тысяч км пробега, в зависимости от регламента. При каждой полной замене требуется прокачка.
-
Попадание воздуха в систему. Это может произойти после ремонта элементов тормозной системы (замены суппорта, тормозного цилиндра, шлангов, трубок или главного цилиндра), а также при сильном падении уровня жидкости в бачке ниже минимальной отметки. Воздух в системе делает педаль тормоза «ватной» и приводит к потере эффективности торможения.
-
«Проваливание» педали тормоза. Если она становится слишком мягкой, уходит в пол при нажатии или не обеспечивает должного замедления, это признак наличия воздуха или старой жидкости.
Для Лады Веста рекомендуется выполнять замену каждые 30 000 км или 2 года. Немедленно после любых работ, связанных с разгерметизацией тормозной системы, или при появлении признаков завоздушивания выполняется прокачка.
Инструменты и материалы

Для успешной прокачки тормозов Веста вам потребуется подготовить следующий набор:
-
Новая тормозная жидкость. Для Лады Веста рекомендуется использовать смесь класса DOT 4. Убедитесь, что это товар известного производителя (например, Castrol, RosDOT, Sintec, Bosch, Liqui Moly и т.д.), а объем достаточный (обычно хватает 1 л. для полной замены, но лучше иметь запас).
-
Прозрачный шланг. Длина 0,5-1 метра, внутренний диаметр должен совпадать с штуцерами прокачки (обычно 6-8 мм).
-
Емкость для отработанной жидкости. Пустая пластиковая бутылка или банка (0,5-1 литр).
-
Ключ для штуцеров прокачки. Обычно на 8 или 10 мм (рожковый или накидной).
-
Тряпки или ветошь. Для удаления пролитой жидкости.
-
Защитные перчатки, очки. Тормозная жидкость агрессивна и может повредить кожу и глаза, а также лакокрасочное покрытие автомобиля.
-
Напарник (крайне желательно). Прокачка тормозов в одиночку возможна с использованием специальных инструментов, но с помощником процесс пройдет быстрее и эффективнее.
-
Домкрат и баллонный ключ (если потребуется снять колеса).
Иногда может потребоваться очиститель тормозов, смазка для резьбы закисших штуцеров.
Подготовка автомобиля, последовательность прокачки

Перед началом работ убедитесь, что автомобиль установлен на ровной твердой поверхности, затянут стояночный тормоз. Желательно прогреть двигатель до рабочей температуры, чтобы обеспечить нормальную работу вакуумного усилителя тормозов.
Последовательность прокачки колес должна быть вполне конкретной. Тормозная система прокачивается от самого дальнего колеса до самого ближнего относительно главного тормозного цилиндра. Для Лады Веста эта последовательность будет следующей: правое заднее, левое заднее, правое переднее, левое переднее.
Инструкция по прокачке тормозов Веста

Автомобиль нужно поднять, снять колеса, ели доступ к штуцерам затруднен. Установите автомобиль на надежные опоры (стойки). Штуцеры прокачки нужно очистить от ржавчины, грязи, используя металлическую щетку. Обработать проникающей смазкой, дать подействовать, чтобы при откручивании не обломить штуцер.
Подготовить бачок с тормозной жидкостью. Нужно открыть капот и крышку бачка главного тормозного цилиндра. Залить новую тормозную жидкость до максимального уровня. Важно отслеживать уровень ТЖ, не давать ему падать ниже минимальной отметки, чтобы предотвратить повторное завоздушивание.
Шланг и емкость присоединяется для прокачки. Прозрачный шланг нужно надеть на штуцер прокачки правого заднего колеса. Свободный конец шланга опустите в емкость с небольшим количеством новой тормозной жидкости (так, чтобы конец шланга был погружен в ТЖ – это предотвратит подсасывание воздуха обратно в систему).
Далее можно начать прокачку (правое заднее колесо). Напарнику нужно сесть за руль и 4-5 раз энергично нажать на педаль тормоза с интервалом в 1-2 секунды, удерживая ее в нажатом положении. Штуцер прокачки нужно открутить на 0.5-1 оборот. В этот момент из шланга должна пойти жидкость с воздухом (пузырьки). Напарник должен удерживать педаль в нажатом положении, пока штуцер не будет закручен обратно. Только после этого можно отпустить педаль. Эти действия нужно повторять, пока из шланга не перестанут выходить пузырьки воздуха, а жидкость не пойдет чистой и без прерываний.
После прокачки каждого колеса, обязательно проверять уровень тормозной жидкости в бачке и доливать до максимума.
Для остальных колес процедуру нужно повторить. Переходить к следующему колесу в указанной последовательности, повторять описанные шаги.
После прокачки всех четырех колес, уровень тормозной жидкости в бачке должен соответствовать норме. Крышку бачка нужно плотно закрутить.
Прежде чем выезжать на дорогу, несколько раз энергично нажмите на педаль тормоза. Она должна быть упругой и возвращаться в исходное положение. Медленно поездите на небольшой скорости и несколько раз проверьте эффективность торможения, убедившись в отсутствии посторонних шумов и провалов педали.
Нюансы прокачки тормозов Веста с ABS/ESP

Наличие систем ABS (антиблокировочная система) и ESP (электронная система стабилизации) на Ладе Веста добавляет некоторые особенности в процесс прокачки. В блок ABS/ESP интегрирован гидравлический модуль с клапанами и насосом.
Для обычной замены жидкости или удаления воздуха, попавшего в контуры после замены суппорта, ручной метод, описанный выше, часто бывает достаточным. Воздух из основного контура и тормозных магистралей выходит достаточно хорошо.
Если воздух попал непосредственно в гидравлический блок ABS/ESP (например, при полной осушении системы или замене самого блока), то ручной прокачки может быть недостаточно. В этом случае требуется активация насоса ABS/ESP с помощью диагностического сканера (например, Launch, Сканматик, OpenDiagPro) и специального ПО. Сканер позволяет принудительно открыть клапаны и запустить насос ABS, прокачивая жидкость через блок и выгоняя из него воздух. Эта процедура называется аппаратной прокачкой или прокачкой с помощью сканера.
Если после классической прокачки педаль остается мягкой или тормоза работают неудовлетворительно, скорее всего, воздух остался в блоке ABS, и без визита в сервис (или наличия сканера) не обойтись.
Возможные проблемы и советы
Если штуцер не откручивается, не применяйте чрезмерную силу, чтобы не обломить его. Попробуйте обработать его проникающей смазкой (WD-40, жидкий ключ) и дать ей подействовать несколько часов или даже ночь. Можно попробовать нагреть штуцер газовой горелкой, но делайте это очень осторожно, чтобы не повредить тормозной шланг или суппорт. В крайнем случае, придется менять суппорт или тормозной цилиндр целиком.
Если после длительной прокачки пузырьки продолжают идти, это может указывать на подсос воздуха в другом месте системы (например, неплотное соединение, поврежденный шланг, неисправность главного тормозного цилиндра) или на то, что вы недостаточно контролируете уровень жидкости в бачке.
Есть специальные клапаны (например, обратные клапаны для прокачки), которые устанавливаются на штуцер и позволяют прокачивать тормоза в одиночку, предотвращая подсос воздуха. Это облегчает процесс, но все равно требует тщательного контроля уровня жидкости.
Тормозная жидкость очень агрессивна к краске. При попадании немедленно смойте ее большим количеством воды.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
- Как часто нужна полная прокачка тормозов Веста и замена тормозной жидкости?
- Полная прокачка тормозов и замена тормозной жидкости на Весте рекомендуется проводить каждые 2 года или через каждые 30 000 км пробега, в зависимости от того, что наступит раньше. Это поможет предотвратить завоздушивание и сохранит эффективность тормозной системы.
- Можно ли выполнить прокачку тормозов Веста самостоятельно или обязательно нужен сервис?
- Да, классическую прокачку тормозов Веста можно выполнить самостоятельно, если у вас есть необходимые инструменты и напарник. Однако, если ваша Веста оснащена ABS/ESli и подозревается завоздушивание блока, для полной и правильной прокачки может потребоваться диагностический сканер, который есть только в сервисе.
- Как понять, что после прокачки тормозов Веста воздух полностью вышел из системы?
- Вы поймете, что воздух полностью вышел, когда из прозрачного шланга, надетого на штуцер прокачки, перестанут выходить пузырьки воздуха, а тормозная жидкость будет идти ровной, чистой струей. Также педаль тормоза должна стать упругой и не «проваливаться».
- Какую тормозную жидкость использовать для прокачки тормозов Веста?
- Для Лады Веста необходимо использовать тормозную жидкость класса DOT 4. Всегда выбирайте качественную жидкость от проверенных производителей.
- Почему после прокачки тормозов Веста педаль осталась мягкой?
- Если после прокачки тормозов Веста педаль остается мягкой, это может указывать на несколько проблем: воздух остался в системе (возможно, в блоке ABS), неплотное соединение, подсос воздуха через поврежденный шланг или неисправность главного тормозного цилиндра. В этом случае рекомендуется повторить процедуру или обратиться к специалистам.
- Важна ли последовательность прокачки тормозов Веста с ABS?
- Да, последовательность прокачки тормозов Веста важна независимо от наличия ABS. Всегда начинайте с самого дальнего колеса от главного тормозного цилиндра (правое заднее), затем левое заднее, правое переднее и, наконец, левое переднее.