Трансмиссия представляет собой комплект автомобильных узлов, ориентированных на передачу крутящего момента от мотора к колесам. Обычно в этот комплекс входит коробка передач, приводы и ШРУСы. В полноприводных моделях автомобилей сюда же относятся мосты и раздаточная коробка. При увеличении мощности двигателя необходимо усиливать узлы трансмиссии. Можно рассмотреть, как модернизировать коробку передач, ведь это наиболее простой и востребованный формат тюнинга.
О коробках передач
У стандартных коробок передач, по мнению активных водителей, есть несколько недостатков: утрата крутящего момента в момент переключения, «растянутые» передачи, рычаг КПП с длинным ходом, из-за чего увеличивается время переключения. Это происходит потому, что у серийных машин трансмиссия предназначена для людей, манера вождения которых спокойная. Такие водители предпочитают удобство и комфорт, а не динамику при разгоне. Тюнинг КПП помогает настроить машину под запрос. Это особенно актуально для случаев, когда доработка двигателя уже проведена, он получил повышенную мощность, а стандартная трансмиссия ограничивает его потенциал.
Есть два типа коробок передач – механические и автоматические.
Для тюнинга механической трансмиссии устанавливаются пары шестеренок, которые отличаются от заводских. Получается, при изменении передаточного числа в коробке можно менять характер поведения транспорта в пути:
- При установке коротких передач обеспечивается более стремительный разгон, но падает максимальная скорость.
- При установке длинной передачи ускорение теряется, но максимальная скорость заметно увеличивается.
Тут все организовано по аналогии с горным велосипедом. При выборе маленькой ведущей шестерни в сочетании с большой ведомой велосипед разогнать довольно легко, при обратной ситуации нужно намного больше усилий для разгона, но это положительно сказывается на максимальной скорости.
Конструкция автоматический трансмиссии отличается от механической, из-за чего для подобной КПП тюнинг состоит в том, чтобы провести программное улучшение управляющего блока.
Тюнинг КПП
Методология тюнинга коробок передач зародилась в сфере автоспорта, где есть довольно большой опыт в этом направлении. У спортивных рядов передач нет специально подобранного передаточного числа, способствующего удлинению низших передач, при укорачивании высших в стандартной комплектации. Удлинение низких передач приводит к затруднению старта с места, но передачи обеспечивают развитие больших скоростей, так как раскручивают мотор почти до предела. Высшие передачи получают еще больший запас тяги за счет укорачивания, поэтому можно стремительнее набирать скорость, особенно для обгона. Для интенсификации разгона можно переключаться с пятой передачи на третью.
Совместно с тем, что меняется взаимодействие с передаточными числами, традиционно устанавливается укороченная кулиса КПП, чтобы четче и стремительнее переключаться. Водитель может испытывать дискомфорт от укороченного хода ручки коробки, а потом оценит преимущества: четкость, скорость переключений при минимуме движений.
У КПП тюнингу часто подвергается дифференциал. Обычно у серийных моделей машин используется свободный дифференциал, поэтому автомобиль уверенно преодолевает виражи на больших скоростях. Но при повышении мощности двигателя отмечается, что резкий старт сопровождается пробуксовкой колес. При свободном дифференциале есть минимум одно колесо, у которого сцепление с дорогой является недостаточным, поэтому пробуксовка гарантирована.
Использование дифференциала с блокировкой или повышенным трением позволит сделать так, чтобы одно из ведущих колес получало уверенное сцепление с дорожным полотном, минимизируя пробуксовку. Такая модификация направлена на то, чтобы старт с места был более уверенным и быстрым. Доработка приносит пользу при зимней езде или передвижении по бездорожью. Если одно колесо застревает, то дифференциал повышенного трения будет передавать на второе колесо больший вращающий момент, а это обеспечивает машине беспрепятственный выезд из ловушки, легкий выход из заносов.
При профессиональном тюнинге коробки передач характер автомобиля меняется, он становится более агрессивным и резким, заметно улучшается его динамика. Надежность трансмиссии и удобство управления транспортным средством не страдают от этого.
Обычно цена тюнинга коробки передач оказывается не слишком высокой. На выполнение различных доработок может потребоваться от нескольких часов до нескольких дней. Конечно, для всех модификаций узел обязательно демонтируется. Правильным решением будет обращение к профильным мастерам по автотюнингу, которые не только проконсультируют по всем техническим вопросам, затрагивающим тюнинг КПП, но и помогут подобрать ряд передач, а также обладают оборудованием, которое обеспечит полноценное и качественное выполнение работ.