Народонаселение нашей необъятной страны весьма разнообразно в своих увлечениях. Трудно сейчас найти человека, который бы не ценил активный отдых и путешествия. Очень часто многие из нас, пытаясь забраться в самые привлекательные уголки природы, немедленно задаются вопросом приобретения транспорта повышенной проходимости.
В связи с этим, в 2012 году и я решил прикупить себе не дорогой внедорожник. Выбор пал на Ладу 4х4 ВАЗ 21214 (бывшая Нива). По тем временам машина без всяких накруток в базовой комплектации стоила 328000 рублей. В СТС, в строке о типе ТС, сделана запись о том, что эта машина не что иное, как «легковой джип повышенной проходимости».
1. Первые оценки
Сразу можно сказать, что машина совершенно не предназначена для ярых и бескомпромиссных поклонников иномарок соответствующей транспортной категории. Пересев с Тойоты, Ниссана, Мицубиши и тому подобных внедорожников на Ладу 4х4, кроме отрицательных ассоциаций Вы ничего больше не получите.
Другой категории ценителей и любителей автомобилей родом из СССР, может показаться, что Лада 4х4 это образец внедорожного совершенства, который теперь удовлетворит все их потребности в передвижениях по дорогам и вне дорог. Однако всё это далеко не так, без должного опыта вождения именно этой машины, разочарование не заставит себя долго ждать и триумфа не случится.
Давать истинную оценку Ладе 4х4 нужно на основании иных критериев, не забывая при этом о сравнительно ничтожной цене на данное авто. Все характерные плюсы и минусы модели можно открыть для себя исключительно в процессе достаточно продолжительной эксплуатации при различных дорожных условиях и после наработки соответствующего опыта вождения.
На комплектуемых заводом шинах «Кама 232» размером 185х65 R16 машина по грязным и болотистым дорогам идёт не уверенно. Межосевая блокировка помогает слабо, машина колесами разрезает грязь и норовит зарыться по самое днище. При движении по набитой колее плохо из неё выбирается, разворачивается поперёк или сползает в более низкое место. Для движения в таких условиях машина требует специальных грязевых шин.
Длительно двигаясь по местам с высокой мягкой травой, следует обращать внимание на то, что карданы способны траву эту очень плотно на себя наматывать. Извлекается она оттуда с большим трудом с помощью острого ножа.
По итогам первого знакомства с машиной в дорожных условиях были сделаны выводы:
- заболоченные участки и места со слабыми разжиженными грунтами нужно проскакивать на ходу, на низких передачах, не пользуясь их переключением и не допуская пробуксовки колес, двигаться «внатяг»;
- универсальных шин не бывает, для грязного зыбкого бездорожья нужна специальная грязевая резина;
- на новом авто нужно регулировать рычаг межосевой блокировки дифференциала, блокировка выбивается при рывках трансмиссии;
- блокировка межосевого дифференциала может при некоторых условиях не включаться или не выключаться, понятие как делать это правильно приходит с опытом;
- застрявшую машину, почти с гарантией можно вывезти на крепкую дорогу без посторонней помощи, если она имеет хоть небольшую свободу продольного перемещения;
- полностью увязшую машину дёргать двигателем бесполезно, нужно прибегнуть к использованию имеющихся под руками средств или услугам тягача.
Практические советы по управлению машиной содержатся на многих тематических интернет ресурсах. Далее в данной статье речь пойдёт только о технической базе автомобиля. Будет описан ряд характерных эксплуатационных проблем, достоинств и недостатков некоторых узлов и агрегатов, дана оценка их состоянию после 10 лет эксплуатации.
2. Силовой агрегат
На машину установлен четырёхцилиндровый четырёхтактный двигатель с рабочим объёмом 1700 см3, мощностью 82 л.с. Двигатель имеет по два клапана на каждый цилиндр, оборудован системой распределённого впрыска топлива. Экологический класс – «Евро-4», топливо бензин АИ-95.
Пробег небольшой, за 10 лет эксплуатации составил 60 000 км, исключительно на бензине АИ-92. Топливо АИ-95 использовалось только в период обкатки. Техническое обслуживание с заменой масла и фильтра производится с периодичностью 10000 км. Расхода масла пока не наблюдается. Для обкатки заливалось полусинтетическое масло Liqui Moly SAE 10W40. В настоящее время используются российские масла аналогичной вязкости.
Более чем за десять лет по силовому агрегату нареканий не было, работает исправно, расход топлива в норме. Положенные по техническому описанию 130 км/час выдаёт гарантированно, но с трудом. Для такой скорости авто явно не предназначен. Максимально приемлемой скоростью по шоссе, как для водителя, так и для пассажиров является скорость 100 км/час, а наиболее комфортной 70-80 км/час.
В среднем, городской расход топлива не превышает значения в 11,0 литров на 100 км. По сухому ровному шоссе при 90 км/час - 8,5 литров на сотню. На сильно пересечённой местности или при езде по бездорожью потребление топлива резко увеличивается до ненормируемых величин, тут показатель всегда зависит от дорожных условий, загрузки машины и мастерства водителя. Это могут быть значения и 15 и даже 20 литров на 100 км, а то и более.
Двигатель имеет склонность к быстрому набору температуры до порога срабатывания обеих вентиляторов радиатора. Особенно это заметно при езде в городе с чередой остановок или при движении в пробках. Некоторые умельцы советуют поднять температурный порог срабатывания вентиляторов до 101 градуса функциями электронного блока управления двигателем, так как типовыми настройкам порог занижен до температуры 97-99 градусов. Однако я не рекомендовал бы данную процедуру во избежание случаев аварийного перегрева двигателя.
Само качество элементов системы охлаждения не выдерживает никакой критики. На новой машине по всем стыкам резиновых патрубков имели место значительные утечки охлаждающей жидкости. Протяжка хомутов помогала плохо и не долго. Потребовалась переборка всех патрубков с герметиками и усиленными хомутами. По причине протечек на втором году жизни погиб залитый антифризом генератор.
Глушитель рассыпался от коррозии на пятом году эксплуатации. Пришлось заменить среднюю и хвостовую части. Но вот надёжность системы нейтрализации отработанных газов порадовала. Более десятка лет работает без замечаний, всё исправно, контрольная лампа ошибок никогда не выдавала. На прогретом двигателе выхлопные газы выходят из глушителя практически без запаха. Таким результатом не всегда могут похвастать даже некоторые именитые иномарки.
3. Элементы трансмиссии
По уровню издаваемых шумов и вибрации, частоте отказов, трансмиссия является самым слабым местом рассматриваемого автомобиля. Наиболее неприятный характерный высокочастотный шум исходит от раздаточной коробки. Поделать с этим практически ничего не возможно, придётся привыкать. Со временем на него просто не обращаешь никакого внимания, он как бы сам по себе уходит, игнорируемый подсознанием.
На первом году жизни, при пробеге около 10000 км появился сильный гул в задней части салона, исходивший от разрушившегося слева подшипника задней полуоси. На заводе был установлен некачественный, не смазанный подшипник. После самостоятельной замены всей полуоси в сборе пробег новой детали приближается к 50000 км.
Подшипник правой полуоси умирал долго. Первые признаки болезни проявились в виде несильного гула на 7 году эксплуатации при пробеге около 45000 км. К девяти годам гул уже заполнял весь салон, заглушая работу и двигателя и раздаточной коробки. Замена подшипника произведена своими силами на пробеге 55000 км. Сам процесс замены не сложный, но требует соблюдения некоторых нюансов, о которых будет рассказано в отдельной статье.
Крестовина кардана у редуктора заднего моста заявила о себе громким металлическим скрипом на 56000 км. На автосервисе произведена замена обеих крестовин заднего кардана. Но, то ли мастер оказался криворуким, то ли запчасти палёными, возникла новая проблема - при движении «внатяг» появилась неприятная и довольно ощутимая вибрация по кузову, а новая задняя крестовина скончалась спустя полгода, не осилив 2000 км. В связи с этим возникла мечта о замене карданов на ШРУСовые. Смущает их стоимость в районе 15 тыс. руб. каждый, что для меня очень дорого. Их ресурс значительно больше, чем у традиционных деталей, но всё равно ограничен. Крестовины менять дешевле, только вот бестолковых хлопот прибавляется много.
На текущий момент уплотнения заднего моста, КПП и раздаточной коробки находятся в относительно нормальном состоянии. По работе коробки передач нареканий не имеется.
Иногда может не включаться или не выключаться блокировка межосевого дифференциала. По данному факту в руководстве по эксплуатации ничего не сказано. Советы пришлось искать на просторах интернета. Выяснилось, что данное явление касается не только моей машины, это общая весьма распространенная проблема. Если случаи не включения очень редки, то выключить блокировку дифференциала порою становится просто невозможным. На деле оказалось все очень просто. Легко сорвать застопорившийся рычаг блокировки можно в момент плавного трогания автомобиля с места с повёрнутыми передними колесами. Если при движении вперёд не получилось, то при движении задним ходом получится обязательно. Неисправностью раздаточной коробки это не является.
4. Колёса
Заводом изготовителем на колёса установлена бескамерная «Кама 232» 185х65 R16. Колёса неплохо держат дорогу на твёрдых покрытиях, но для перемещения по вязким грунтовым или зимним дорогам резина приспособлена плохо. Пробег 60 тыс.км, в основном по асфальту, вызвал износ протектора процентов на 80. Пора уже думать о приобретении нового комплекта.
Для езды по гиблому бездорожью вместе с дисками приобретены шины специального назначения 205х75 R15 Forward Safari Алтайского шинного комбината в г. Барнаул. Обошлось мне это по стоимости в 2013 году в 16700 руб. Шины очень похожи на резину от фирмы Goodrich, только шашечки протектора у наших колёс немного крупнее, а качество похуже. Даже новые колёса тяжело балансируются. Зато внедорожные способности просто радуют, нисколько в этом не уступая импортным сородичам. Шумят на трассе колёса не сильно, видно шум от шин забивается звуками самого автомобиля, не имеющего толковой звукоизоляции. Ездить по асфальту так же резво, как на «Каме» опасно. На грязевых колёсах машина на шоссе управляется хуже, резина высокая, протектор мягкий, автомобиль слегка «плавает» по покрытию. Попадая на Forward Safari в предназначенную для них стихию, тут же возникает чувство превосходства над дорогой, позволяющее долго не думая осуществлять выбор не просто дорог, а неизведанных ранее направлений.
Колёса размерности 205х75 R15 устанавливаются в автомобиль без всяких переделок арок, без лифтинга подвески, без защитных подкрылков (локеров). Можно ездить на полностью груженой машине, даже с прицепом. Колёса за арки не задевают.
Зимой машина эксплуатируется на штатных колёсах Кама 232. Резина как бы всесезонная, в связке с постоянным полным приводом обеспечивает приемлемую управляемость на зимних дорогах.
На пробеге 50-55 тыс. км скончались подшипники ступиц передних колёс, заявив о себе нудным воем. Пока езжу потихоньку, по весне буду менять. Все запчасти уже заготовил. Заодно придётся сменить и тяги рулевой трапеции с наконечниками, шаровые опоры. Наверняка всё это находится в плачевном состоянии, так как подаёт специфические тревожные сигналы во время движения.
Некоторые владельцы советуют установить новые ступицы с нерегулируемыми многорядными подшипниками. Уточнив информацию в интернете, стало понятно, что это удовольствие стоит очень дорого. Каждая ступица обойдется в 15-20 тыс.руб, при том, что качество узлов, выполненных не заводом-изготовителем машины, как то совсем не внушает доверия. Решил восстанавливать классическую схему на четырёх родных конусных подшипниках по 600 руб. каждый, сальники не в счет, так как стоят сущие копейки.
5. Тормозная система
По итогам многолетней эксплуатации имею полное право сказать о том, что машина, наконец, получила очень неплохие тормоза. Установлен мощный вакуумный усилитель и главный тормозной цилиндр. За десять лет никаких замечаний по тормозам нет. Только в прошлом сезоне произведена первая замена тормозных колодок на передних колёсах, задние колодки менять не потребовалось. Конечно, пробег 60000 км не показателен, но всё же надёжность системы оказалась на высоте. АБС на моей машине отсутствует, поэтому о качестве его работы ничего сказать не могу.
Периодически приходится перемещать различные грузы с помощью прицепа, не оборудованного тормозами. При этом недостатка тормозов никогда не ощущалось.
Больным местом является стояночный тормоз. Конструкция его типовая, классическая для первых моделей всех Жигулей. Недостатки системы изначально известны как пользователям, так и конструкторам ВАЗа. Однако, как был ручник недоделанным при рождении, так он им и остался. Главная беда это трос отвратительного качества. На третий год эксплуатации полностью вытянулась рабочая жила, намертво прикипев в рубашке. Так и езжу без «ручника». И не из того что сил или средств на ремонт жалко, а потому, что это полная безнадёга - «мартышкин труд».
За все годы пробега расширительный бачок тормозной жидкостью не пополнялся. Система очень герметична, утечек нигде не имеется. По внешнему виду и консистенции жидкость требует замены. Буду менять в этом сезоне, как только на дворе потеплеет.
6. Элементы конструкции кузова
После покупки кузов моего транспортного средства был обработан Динитролом. Для внутренней обработки применено жидкое средство, предназначенное для новых покрытий. Снаружи на все поверхности днища машины и колёсных арок нанесена густая мастика «жидкие подкрылки». Локеры монтировать не стал, дабы не создавать дополнительных помех для установки больших грязевых шин. На сегодня можно констатировать, что внутри обработка дала хороший результат. Нигде по кузову очагов коррозии пока не выявлено.
Снаружи результат хуже. По порогам, в районе арок задних колёс наблюдаются небольшие очаги коррозии. Зачистил, нанёс антигравийную мастику. По днищу, колёсным аркам явной коррозии не видно, но процентов на сорок покрытие уничтожено агрессивным воздействием пескоструйных грязевых потоков, зимней солью с дорог. Однако пятен обнажённого металла не просматривается, антикор с краской местами сползли, но грунт пока держится. Не тешу себя иллюзиями, понимая, что эта картинка результат только первого поверхностного взгляда. При более пристальном осмотре в труднодоступных местах наверняка можно будет найти коррозию, голый металл, другие неприятные вещи.
7. Салон
В самые первые дни рассыпались основания круглых пластмассовых ручек, управляющих наклоном спинок сидений. Заменил аналогичными деталями, но сделанными из стали. Функционируют до настоящего времени.
Сами сиденья слабые, склонные к необратимой деформации под тяжестью водителя или пассажиров. Продольное положение регулируется с большим трудом, позиции не имеют четкой фиксации.
Весь пластиковый обвес салона скрипит, гремит, дребезжит на неровной дороге. Лампочки приборной панели мигают, словно елочные гирлянды, или вообще гаснут от отсутствия надёжных контактов в слабых установочных гнездах.
Подсветка салона очень слабая, хоть имеет два светильника в стойках дверей.
Звукоизоляция по кузову отвратительная, можно сказать, что её практически не существует.
8. Вентиляции и отопление
Штатная вентиляционно-отопительная установка на Ладе 4х4 является абсолютно бесполезным устройством, отвратительно скопированным с самых первых серийных Жигулей. Но если тогда у владельцев машин вопросов по работе «печки» не возникало, то теперь кривая модернизация вентилятора привела к полной неработоспособности установки. Сам теплообменник прогревается хорошо, но продувается плохо, даже на максимальных оборотах печки. Имеющимися средствами отрегулировать направление вялых воздушных потоков просто невозможно.
В первый же год невыносимо завизжал и заклинил моторчик вентилятора-отопителя, причём в самый критический момент. Невозможно передать слова проклятий, адресованных конструкторам этой чудо системы. Неужели они не слышат эти слова от тысяч владельцев машин, а если слышат, то почему десятками лет не принимают никаких мер по усовершенствованию установки?
Вентиляции нет никакой, от слова совсем. Продуть салон можно только через открытые окна. Система воздуховодов совершенно негерметична и в принципе не работоспособна.
Проблему частично решил путем установки «улитки» вентилятора от ВАЗ 2109 в воздухозаборный рукав под капотом двигательного отсека. По цене 2014 года деталь обошлась в 1600 руб. Всё делал своими силами. В результате обдув и обогрев лобового стекла значительно улучшились, потоки теплого воздуха стали гораздо плотнее и послушнее. В салоне потеплело, в морозы стало гораздо комфортнее. Шум с визгом от старого моторчика исчезли, так как он был выключен за ненадобностью. Можно было демонтировать штатный вентилятор, не стал - новый хорошо все продувает. Но все-таки следует сказать о том, что проблему радикально решить можно только при комплексном подходе к ней в заводских условиях.
9. Электрика
Чудес в технике не бывает и одна, не устранённая вовремя проблема, обязательно порождает другую.
АКБ приказала долго жить через три года. Генератор постоянно подмокал от капавшего на него антифриза, о чем я уже говорил выше, не отдавал в сеть нужной мощности. Пока я разбирался с причинами плохой зарядки - батарея с генератором приказали долго жить.
Качество материалов проводки и оборудования очень плохое. Всё сделано из отвратительного дешевого пластика, рассыпающегося при малейших нагрузках. В самый древний по конструкции предохранительный блок установлены защитные вставки, смонтированные на стержнях из легкоплавкого капрона. Под токовой нагрузкой предохранитель греется, при этом капрон даёт усадку по длине, элемент укорачивается, выпадает из гнезда, цепь тока обрывается. Такие вот, «автоматические», предохранители были установлены на ВАЗе. По силе тока все предохранители соответствуют установленным заводом номиналам, но при работе, почему-то сильно греются.
В некоторых местах двигательного отсека провода протянуты возле раскалённых деталей мотора. Изоляция плавится, высыхает, угрожая коротким замыканием и пожаром.
Дополнительный стоп-сигнал в самые первые дни эксплуатации машины отклеился от стекла. Пришлось делать другое крепление.
От дорожной тряски систематически пропадают контакты на лампах задних фонарей. То стоп-сигнал пропадёт, то повороты, то габариты, а то все сразу.
10. Выводы
В плане дачи оценок Лада 4х4 по всем параметрам автомобиль очень неординарный. За одни вещи его нужно хвалить, а за другие - только критиковать. В какой зоне находится истинная оценка? Попробуем разобраться.
Позитивных оценок заслуживают в основном внедорожные и некоторые другие эксплуатационные способности автомобиля, такие как ремонтопригодность в полевых и домашних условиях, невысокая стоимость запасных частей, расходных, комплектующих материалов, надёжность, выносливость. Наконец, нельзя не принимать во внимание показатели: цена, качество, потребительские свойства. По цене Лады 4х4 вам больше нигде в мире подобный автомобиль предложить не смогут. Всё это способствует постоянному росту популярности и спроса на автомобиль.
По срокам службы модель уже многократно доказала свою живучесть и долголетие. На наших дорогах не редко можно встретить долгожителей возрастом сорок и более лет, родом ещё из бывшего СССР.
Самым подверженным критике является качество комплектующих деталей. Не стоит покупать автомобиль людям, не имеющим хотя бы начального опыта ремонта и технического обслуживания. Такая машина не подойдет инвалидам, людям с физическими ограничениями, хотя для тех лиц, которые в своё время успешно владели «Запорожцами», авто станет венцом технического совершенства. Людям, избалованным роскошью иномарок, не стоит испытывать удачу, так как осознание выпущенных на ветер денег наступит очень быстро.
В целом можно говорить о том, что создателям «Нивы» (ныне Лада 4х4) удалось неплохо совместить в данной модели такие вещи как:
- неприхотливость в обслуживании;
- надёжность;
- выносливость;
- ремонтопригодность;
- высокая проходимость;
- комфорт;
- достаточная топливная экономичность.
Это основное, за что ценят автомобиль сельчане, сторонника активного отдыха на природе, организаторы и участники трофи-рейдов по российским глубинкам. Перед приобретением машины нужно понять и принять для себя следующие правила:
- в начальный период эксплуатации непременно придётся заниматься лечением детских застарелых болезней;
- искусству управления автомобилем вне дорог нужно учиться;
- для осуществления трофи-рейдов необходимы специальные шины, на штатных колёсах далеко не заберёшься;
- для продления срока службы настоятельно рекомендуется проведение начальной, в дальнейшем периодически повторяемой, антикоррозионной обработки кузова со всеми его скрытыми полостями.
У этих правил нет исключений, это нужно усвоить раз и навсегда, либо воздержаться от приобретения нашего авто.
Проведение всех мероприятий по перечисленным выше правилам даёт желаемый эффект. Автомобиль становится долговечным, надёжным и стабильным в эксплуатации.